Вначале меня заинтриговало название в блоге моего коллеги Дениса Бескова.    После начала просмотра видео с семинара Алексея Каптерева  [4] стало понятно, что ни к  системной динамике,  ни к теории систем эта теория отношения  не имеет, но зато  имеет отношение к мотивации людей, системам ценности и в конечном итоге к лидерству. После окончания просмотра видео  осталось острое ощущение CMMI технологии ( Consalting Money Making Initiative) .  Однако что-то заставило копнуть глубже . Покопав имеющиеся в сети материалы нашел и прочитал обобщающую статью Автора базовой теории Уильяма Грейвза [5] (1980) и сейчас у меня острое  ощущение что базовая теория очень  глубока. По сути в ней обозначаются определенные системы мышления и связываются с внешними воздействиями. С учетом современных возможностей в  исследовании нейробиологических процессов  может иметь очень нетривиальное продолжение именно с научной точки зрения.

Автор теории Грейвз, Клер Уильям

Грейвз, Клер Уильям (21 декабря 1914 — 3 января 1986) — американский психолог, автор теории уровней человеческого развития. Доктор психологии (1945), профессор (1956).

Первая большая публикация по «теории уровней бытия» — «An Emergent Theory of Ethical Behavior Based Upon — An Epigenetic Model» (Schenectady, New York, 1959). По материалам Грейвза в 2005 году вышла книга «The Never Ending Quest».

Грейвз сопоставлял свою модель с ещё 25 моделями (подходами), из которых русскому читателю достаточно известны только теории Л. Колберга и Э. Эриксона.

Сам Грейвз пояснял сущность и специфику своей модели следующим образом[источник не указан 112 дней]:

На каждой стадии человеческой жизни взрослый человек как бы ищет свой собственный «Священный Грааль», свой собственный стиль жизни. На первом уровне он ищет быстрого (автоматического) удовлетворения своих простейших (физиологических) потребностей. На втором уровне он ищет безопасной жизни. В свою очередь после этого (третий уровень) он хочет быть героем, ищет силы и власти. Далее (четвертый уровень) он ищет общего (абсолютного) мира. Далее (пятый уровень) он ищет материальных удовольствий. Далее (шестой уровень) он ищет теплых эмоциональных отношений. Далее (седьмой уровень) он ищет самоуважения. Далее (восьмой уровень) он ищет примирения в непонятном мире. И когда не находит этого мира уходит на девятый уровень (вопросов). И все таки на каждом уровне он с удивлением и досадой обнаруживает что найденные решение (основных вопросов бытия) не те, что ему нужны. И поиску этому нет конца.

Я не утверждаю, что одна из форм человеческого бытия во всех обстоятельствах абсолютно лучше и выше всех остальных форм. Я утверждаю другое: у каждой формы бытия есть такие обстоятельства, для которых она наилучшая. И когда меняются обстоятельства, когда форма человеческого бытия им более не подходит, то существуют другие формы, более высокие или более низкие, которые к новым обстоятельствам подходят гораздо лучше. И ещё я утверждаю, что если рассматривать большие промежутки времени и брать во внимание благополучие всего человечества, то высшие формы лучше низших. Поэтому высший долг тех, кто направляет общество, поощрять, подталкивать человечество от низших форм бытия к высшим.

В подходе Клера Грейвза, для того, чтобы понять что это за человек (организация) и определить перспективы их развития, надо ответить на вопрос: как этот человек думает о реальности, в которой он находится?

Данная модель не является типологией, это открытая система, которая постоянно находится в процессе развития.

Источник  Wikipedia

Последователи

Эта модель очень эффективна, но довольно сложна в понимании и легко запутаться в этих буквенных обозначениях, поэтому ученик Клера Грейвза Кристофер Кован, в партнерстве с Доном Бэком создал Модель Спиральной Динамики, которая является упрощенным пониманием.

Вторым существенным вкладом в Спиральную Динамику является Миметика, модель, объясняющая идеи Мимов – информационных пакетов, которые подобно вирусам переносятся от одного ума к другому, от общины к общине.

Кристофер Кован ввел в Спиральную Динамику понятие Ценностных Мимов — неких психических магнитов, которые притягивают Мимы соответствующего им типа. Он же ввел Цветовой Код, обозначающий каждый из этих Ценностных Мимов или уровней психологического существования.

Источник  Wikipedia

Подробное описание каждого из уровней

1. Первый уровень существования (Бежевый) — Выживание

На этом уровне человек мотивирован только периодическими императивными психологическими потребностями. Он стремится найти стабильное удовлетворение потребностей своего тела. Этот уровень существования отлично подходит для выживания вида, однако сегодня почти не встречается сегодня, за исключением редких случаев умственного недоразвития, полной диссоциации (как, например, у уличных бродяг) или в других патологических случаях.

2. Второй уровень существования (Лиловый) — Духи предков

На этом уровне человек стремится к социальной (племенной) стабильности. Он активно защищается от жизни, которую не понимает. Он верит, что жизнь его племени является совершенно естественной и единственно правильной, и он решительно ее отстаивает. Он живет, ориентируясь на тотемы и табу.

3. Третий уровень существования (Красный) — Боги силы

На этом уровне проявляются грубый индивидуализм и утверждение себя; здесь можно использовать термин макиавелевский. Это тот уровень, на котором сильный всегда прав. Здесь агрессивно проявляется жажда обладания — более открыто и беззастенчиво со стороны имущих, и более скрыто и изворотливо со стороны неимущих. Те, кто имеют дело с людьми с мотивацией красного типа, должны прибегать к угрозам, явным проявлениям силы или очень сильным целям, чтобы подвигнуть этих людей к действию.

4. Четвертый уровень существования (Синий) — Сила правды

На этом уровне человек понимает, что жизнь в этом мире не дает только наслаждение, а также видит, что для каждого класса людей существуют предписанные правила. Соблюдение этих правил является той ценой, которую человек должен платить за долгую жизнь. Люди этого типа обычно принимают какую-то догматическую систему, часто религию. Это люди, которые считают, что нужно жить по заповедям, в соответствии с буквой закона и т.д. Они работают лучше всего при наличии жесткого набора правил, как, например, военный устав.

5. Пятый уровень существования (Оранжевый) — Жажда успеха

Люди с оранжевыми целями хотят овладевать миром через познание его секретов, а не через проявления грубой силы (как на красном уровне). Они считают, что тот, кто оказался на вершине в жизни по-настоящему этого заслуживает, а тем, кто потерпел неудачу, судьба назначила подчиняться немногим избранным. Они убеждены, что они доказали свои исключительные способности и заслуживают признания и уважения за то, чего они смогли добиться. Оранжевые люди склонны к некоторому догматизму, но при этом они прагматичны, и если они найдут что-то, что работает лучше, они изменят свои убеждения.

6. Шестой уровень существования (Зеленый) — Круговая

На зеленом уровне ценностей для людей главными являются отношения с другими людьми и со своим внутренним Я. В отличие от оранжевой группы, человек шестого уровня меньше думает о материальных приобретениях или власти и больше думает а том, как вызвать любовь или симпатию других людей. Они готовы соответствовать тому, что другие люди считают правильным или полезным. Они любят быть вместе с группой, опасность заключается в том, что они настолько вовлекаются в групповое принятие решений, что могут добиваться очень небольших результатов.

7. Первый уровень Бытия (Желтый) — Поток гибкости

Первый уровень Бытия очень сильно отличается от предыдущих уровней существования, говорит Грэйвз. Здесь человек, находясь на своей бесконечной спирали, снова начинает фокусировать внимание на внешнем мире и на своей силе в отношении к этому миру, и при этом прекращаются его компульсивность и беспокойство с предыдущих уровней. Здесь он становится по-настоящему общественным индивидуумом и перестает быть конкурентным. Он начинает видеть взаимную зависимость всего во Вселенной. Он использует знания, накопленные на пути своей первой лестницы, чтобы снова системно выстроить свой мир.

8. Второй уровень Бытия (Бирюзовый)

Во времена Грэйвза очень редко встречались люди бирюзового уровня. В 21-м веке их стало намного больше, когда люди стали серьезно заниматься вопросами глобального выживания, признавая ценность всех и всего. Их выделяет особое парадоксальное исследование своего внутреннего мира. Они относятся к нему как к новой игрушке. Но хотя они и играют с этим, они прекрасно осознают, что никогда не узнают, какой же окончательный смысл их внутренней сущности. Грэйвз сказал, что эту идею лучше всего иллюстрирует поэма Д. Лоуренса Terra Incognita.

[Источник материалы семинара проходившего в Москве  пару лет назад]

Ссылки по теме:

  1. http://www.clarewgraves.com
  2. SUMMARY STATEMENT THE EMERGENT,CYCLICAL, DOUBLE-HELIX MODEL OF THE ADULT HUMAN BIOPSYCHOSOCIAL SYSTEMS
  3. http://www.spiraldynamics.net/
  4. Видео коллекция Алексей Каптерев о спиральной динамике
  5. Коллекция статей по Спиральной динамике

Комментарии

  • Облако тегов

  • Подписка RSS

  • Мета